Рекламный блок №1

Валюта

Погода

В Костанае проверяется...

Новости » политика » Преемственность курса – стабильность развития

Поправки, внесенные указом, затрагивают только порядок согласования назначения тех или иных должностных лиц.

Большой резонанс в обществе вызвал Указ главы государства от 9 октября 2019 года. Дискуссии вызвало внесение изменения порядка назначения руководителей государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Казахстана после согласования кандидатур с главой Совбеза, который возглавляет первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Неожиданную интерпретацию получила формулировка "о согласовании назначений" с председателем Совета безопасности. Многие оппоненты увидели в этом прямое влияние Елбасы на решения Президента Касым-Жомарта Токаева, "не заметив" важнейшего обстоятельства транзита власти в нашей республике. Это – неоднократно подчеркнутое заявление готовности Н. Назарбаева всесторонне делиться своим уникальным политическим и практическим опытом первого Президента Казахстана. Его стратегия построения независимого государства с новой политической системой в ходе радикальных экономических и социальных реформ высоко оценена во всем мировом сообществе. И поэтому так важно нам опираться на новейшую историю создания демократического, социального, светского государства ради нашего процветания.

На мой взгляд, в чем ошибка оппонентов? Они не разглядели главного. Прислушиваться и учитывать опыт первого Президента как при согласовании кандидатур на должности, так и в принятии других государственных решений не приводит к изменению политической системы страны. Президент Республики Казахстан, согласно Конституции является главой государства, его высшим должностным лицом. Именно он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и представляет Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Он является символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

Подпункт 20 статьи 44 Конституции гласит: "Президент образует Совет безопасности и иные консультативно-совещательные органы, а также Ассамблею народа Казахстана и Высший судебный совет". То есть Совет безопасности – это конституционный орган, но он входит в число консультативно-совещательных органов. И участие первого Президента Казахстана в работе консультативно-совещательных органов не дает основания искать признаки двоевластия в республике. Первый президент Н. Назарбаев на этом и акцентировал внимание, давая интервью СМИ, что "…президент Токаев советуется со мной. Когда обращается, я с высоты своего опыта, и жизненного и практического, ради страны такие советы даю. Но советы советами, а решения принимает тот, кто берет эти советы". Сам Касым-Жомарт Токаев позиционирует себя как человек из команды Назарбаева, подчеркивая преемственность курса первого Президента.

И я полагаю, во время становления избранного нового Президента его позиции наоборот усиливаются при сохранении роли Елбасы как ключевой фигуры в политическом поле. И поэтому я считаю своевременным указ, который законодательно сохраняет гарантии того, что важнейшие решения будут согласовываться. Таким образом обеспечивается преемственность и стабильность госаппарата.

Хочу подчеркнуть, что указ, вызвавший такой резонанс в обществе, не расширяет компетенции Елбасы, хотя он и возглавляет Совет безопасности. Его компетенция также определена Конституцией, конституционным законом о первом президенте и законом о Совете безопасности. Поправки, внесенные указом, затрагивают только порядок согласования назначения тех или иных должностных лиц.

Оппоненты, на мой взгляд, исказили значение слова "согласование". Согласовать – значит узнать другое мнение по конкретному вопросу, взвесить его конструктивность. Это очень важно для принятия оптимального решения. Поэтому в нашей современности, перегруженной глобальными проблемами быстро меняющегося мира, востребованы коллегиальные органы. В связи с этим особую актуальность приобретает, в частности, такой коллегиальный орган как Совет безопасности. Он не вписан в структуру государственной власти, но является важным инструментом исследования и изучения реальной действительности, реального положения дел в стране, и этим важна его роль в принятии решений. Власть в стране сосредоточена в руках Президента.

Обсуждение кандидатур в руководители центральных госорганов в Совбезе введено законом "О Совете безопасности" в июле 2018 года. Указом же введена внутренняя процедура, хотя технически она не обязательна. Данный указ принят в развитие закона "О Совете безопасности", учитывая статус первого Президента, авторитет которого невозможно переоценить.

Особо подчеркну, что в новой редакции указа пункт 4 утверждает: "Назначение и освобождение от должности, осуществляемое президентом Республики Казахстан, может производиться вне соблюдения процедур, предусмотренных настоящим положением и установленных законодательством". Это означает, что есть общий порядок, но глава государства может ему не следовать.

Большой интерес, на наш взгляд, представляет мнение зарубежных экспертов, с которым познакомил заместитель исполнительного директора Фонда первого президента Казахстана, бывший председатель Конституционного совета Игорь Рогов. Их оценка политической ситуации в Республике Казахстан, по его словам, однозначна – никакого двоевластия в стране нет.

В интервью газете "Время" он сказал: "Я являюсь членом Венецианской комиссии Совета Европы от Республики Казахстан. Это, я считаю, высший экспертный юридический орган не только в Европе, но и во всем мире. На заседании этой комиссии в октябре этого года ее президент Д. Букиккио сказал: "В Казахстане в 2017 году была проведена глубокая конституционная реформа, которая подтвердила и продолжила путь демократического развития страны". А представитель Германии в Совете Европы Р. Мафаэль поддержал его мнение: "Конституционная реформа в Казахстане обеспечила плавный и демократичный переход власти". Он считает, мы (Казахстан) гениально решили этот вопрос: использовать опыт первого Президента и в то же время идти дальше, сохранив стабильность и демократический путь развития".

Казахстанцы проголосовав за нового Президента Касым-Жомарта Токаева на выборах Президента 9 июня, продемонстрировали и свою поддержку курсу первого Президента Н. Назарбаева. В преемственности курса они видят залог стабильности, гарантии успешной траектории развития страны. Это и обеспечивает консолидацию казахстанского общества в современной реальности.

Есберген Алауханов, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель Казахстана

Комментарии

Комментариев нет, оставьте свой
добавить комментарий или отзыв
Новости партнеров