ГБО (газобаллонное оборудование) позволяет машине работать не только на бензине или солярке, но и на газе. Благодаря такой модернизации в некоторых случаях водители могут сэкономить значительные средства на топливе. Но, с другой стороны, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Подробнее в вопросе вместе с экспертами разбирался корреспондент Tengri Life.
Установка ГБО - довольно дорогое удовольствие, поэтому немало автолюбителей прибегают к кустарному методу установки: вручную, у себя в гараже. Делать так, конечно, не стоит. Если вы не разбираетесь в установке ГБО - стоит обратиться к профессионалам. Однако и тут есть нюансы.
"Выгодно, но мастеров мало"
Например, как отмечает эксперт по газобаллонному оборудованию Омар Дуйсебаев, у мастеров по установке оборудования в Казахстане часто не хватает соответствующего опыта, а сертификация их работы не ведется.
"А ведь в этом вопросе важно уметь правильно все настроить, чтобы все работало и было безопасно для эксплуатации автомобиля. Также стоит помнить и о качестве поставляемого оборудования - на рынке немало контрафакта. Нужно знать, где покупать, чтобы не ошибиться с выбором. Вопрос серьезный", - отметил он.
Эксперт подчеркивает, что сегодня в Казахстане требуется освидетельствование ГБО один раз в два года при прохождении техсмотра. Однако казахстанцы научились обходить эту систему, добавляет Дуйсебаев.
"Многие автовладельцы временно устанавливают новые баллоны на период прохождения техосмотра. А затем, как вы понимаете, возвращают старые, едва пригодные для работы, на место. Нередко, к слову, при помощи тех же мастеров ГБО. Такие вещи нужно контролировать", - рассуждает эксперт.
И все же Омар Дуйсебаев считает, что установка ГБО - по меньшей мере интересное решение на фоне растущих цен на бензин АИ-92 и АИ-95. По его словам, потенциал у этой сферы в нашей стране большой, но важно создавать в Казахстане учебные центры, в которых в течение года будут профессионально обучать мастеров, устанавливающих такое оборудование.
"Нужно выдавать таким специалистам сертификаты на два года о прохождения курса по установке и настройке ГБО. Плюс стоит создать реестр мастеров, в который будут включать выпускников. Тогда клиенты будут видеть, кому можно доверять", - говорит он.
"Автомобиль сразу теряет в цене"
Генеральный директор агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян считает, что установленное оборудование для газового топлива снижает ликвидность автомобиля на вторичном рынке.
"Например, при сдаче автомобиля в автосалон по "трейд-ин" автомобили с ГБО чаще всего просто не принимают. Кроме того, даже легально установленное оборудование налагает определенные ограничения по эксплуатации автомобиля, в частности, запрет на использование паркингов.
В условиях, когда цены на газовое топливо регулируются государством, переход на газ может быть экономически оправданным на "длинной дистанции". Однако как только цена на газ станет определяться рыночно, ситуация изменится", - предупреждает специалист.
Подводя итог, Артур Мискарян не рекомендует автолюбителям страны устанавливать ГБО по нескольким причинам.
"Такая операция – серьезное вмешательство в конструкцию автомобиля, требующее высокой квалификации установщика. Думаю, что в скором времени прекратится сдерживание цен на топливо, при рыночном ценообразовании экономический смысл такой операции будет минимален либо вовсе исчезнет.
Установка ГБО влечет ряд ограничений для хранения и эксплуатации автомобиля, а также снижает его остаточную стоимость при продаже", - резюмировал Мискарян.
"Экономия - это единственный плюс"
КМС по автоспорту, владелец службы эвакуации в Астане Даулет Жумабаев считает, что ГБО все еще значительно экономит бюджет автовладельца.
"У меня в компании есть две машины на ГБО, что позволяет существенно экономить средства на топливе. Но это, наверное, единственный плюс. Все-таки ГБО любого поколения - это вмешательство в заводские настройки автомобиля. Кроме того, газ, как известно, нужно заправлять в специально оборудованных местах, просто залить его в канистру и возить с собой на всякий случай не получится. Это тоже существенный момент. Плюс квалификация тех, кто устанавливает оборудование, и тех, кто заправляет, порой оставляет желать лучшего.
Поэтому лучше изначально брать авто на газе где-то в Южной Корее либо не менять то, что у вас уже есть", - отметил он.
Комментарии