Министерство национальной экономики готовит новые поправки в Налоговый кодекс. Осенью их рассчитывают представить на рассмотрение парламента, и, если депутаты поддержат, в стране появятся новые изменения. О грядущих новшествах в интервью Forbes.kz рассказал вице-министр национальной экономики Мади Такиев
F: Мади Токешович, вы сейчас разрабатываете поправки в Налоговый кодекс. На что эти поправки направлены и чего они касаются?
- Сразу хочу сказать - ставки налогов остаются на прежнем уровне. Мы вносим изменения редакционного характера, улучшаем налоговое администрирование, сокращаем сроки оказания услуг налогоплательщикам: там, где рассматривались документы 10 дней, сокращаем до 5, и так далее.
Сейчас весь мир борется за инвестиции. И большой блок поправок направлен на привлечение инвестиций. Мы вводим такое понятие, как «инвестиционный налоговый кредит». Он будет предоставляться по корпоративному подоходному налогу, по налогу на имущество - на 3 года, беспроцентный. Фактически это откладывается уплата налогов на три года, и можно воспользоваться этими деньгами для развития бизнеса.
Единственное условие - это взаимные обязательства. Будет заключаться договор, в котором будут прописаны условия по срокам внедрения производства, казахстанскому содержанию и так далее. Если инвестор эти обязательства выполняет, то получает этот налоговый кредит, если нет - то будут «включаться» пени.
Что это даст? Первые три года, когда бизнес становится, он может использовать эти свободные деньги для своего развития. Такой опыт есть в США, Франции, Бельгии, Великобритании, Голландии, Швеции, Италии, Финляндии, других странах, и он успешно себя зарекомендовал.
F: Кроме таких налоговых кредитов под инвестпроекты, бизнесу стоит ждать в этих поправках каких-то дополнительных льгот?
- Да, мы предлагаем освободить от НДС автоперевозки пассажиров и багажа. Сегодня они субсидируются из бюджета как социально значимые, оплачивают все налоги, включая НДС. Мы хотим их освободить от НДС, чтобы они могли сами зарабатывать, а не ждать дотаций от государства. Но эти льготы будут предоставлены на 3 года, чтобы оценить их эффективность.
Также мы вводим льготы по НДС для производителей сахара и сахарной свёклы. Это приоритетный сектор, его нужно поддержать, поэтому мы предлагаем ввести для них 70%-ю льготу по НДС.
Для сельхозпроизводителей продлеваем специальный налоговый режим - единый земельный налог. Его порядок должен меняться в 2020 году, мы продлеваем действующий порядок до 2023 года.
F: А единый аграрный налог, о котором не раз говорили в Минсельхоз, вводить будете?
- Сегодня налогообложение субъектов АПК соответствует своему времени. Мы рассматривали предложение объединить все налоги в единый аграрный налог. Но предлагалось, чтобы платили его от площади земли. Тогда получалось бы несправедливое распределение налоговой нагрузки, когда и крупные, и мелкие предприятия платили бы одинаковые суммы, хотя уровень развития и доходности у них разный.
Поэтому от введения единого аграрного налога отказались, и мы поддержали предложение Минсельхоза, чтобы продлить специальный налоговый режим - единый земельный налог до 2023 года.
F: Изменится ли акцизная политика - новые ставки, новые акцизы?
- С 2020 года повысятся акцизы на сигареты - с нынешних 9900 тенге до 11300 тенге на 1000 штук. Это уже в действующем кодексе предусмотрено. Также мы увеличим акцизы на никотиносодержащую жидкость и нагревательный табак (стики к электронным девайсам). Для них сейчас действует нулевая ставка. В 2020 году будет 7345 тенге за кг нагревательного табака и 5 тенге на миллилитр жидкости с последующим увеличением до 2023 года. Мы последние два года изучали, какие ставки акцизов на него применять. Это общемировая тенденция, это новый вид продукции. Сейчас весь мир начинает облагать его акцизом, и мы тоже не должны отставать.
Также мы увеличиваем ставки акцизов на пиво и на дорогостоящую алкогольную продукцию. На пиво сегодня акциз 57 тенге на литр, мы хотим поставить с 2021 года 68 тенге на литр, потом 79 тенге, и с 2023 года - 90 тенге.
И устанавливаем в размере 10% от стоимости акциз на дорогие алкогольные напитки. Сегодня у нас акциз 240 тенге на любой вид, но последние 2-3 года наблюдается тенденция роста импорта очень дорогих напитков, стоимость доходит до 5 млн тенге за бутылку. Мы определили порог в 50 тысяч тенге,и начиная от этой суммы мы хотим увеличить акциз - плюс 10% от стоимости.
F: Неоднократно заявлялось, что будут приниматься нормы по ограничению наличных платежей. Они появятся в этих поправках?
- Да, мы хотим установить запрет по отнесению на вычеты по КПН расходов в наличной форме в размере более 1000 МРП. Если юридические лица проводят между собой расчёты в наличной форме на сумму, превышающую 1000 МРП (в 2019 году это 2,5 млн тенге; 1 МРП - 2 525 тенге), то отнести их на вычеты они не смогут. В безналичной форме - пожалуйста.
Мы хотим, чтобы было больше безналичных расчётов и меньше - теневой экономики. Сегодня доля теневой экономики, по данным статистики, порядка 25%. Поэтому мы стимулируем безналичные расчёты, внедрение онлайн-кассовых аппаратов. И мы видим, что постепенно рынок безналичных платежей растёт. Сейчас изучаем возможности стимулирования физических лиц - введение кешбэка, электронных кошельков и так далее.
F: Стимулы для развития электронной торговли внутри страны уже внедрены. Будет ли что-то меняться?
- Есть большое направление - это так называемый «налог на гугл». Весь мир перешёл на это, и мы не должны отставать. Мы хотим установить НДС для услуг, оказываемых в электронной форме, для иностранных организаций, которые оказывают услуги покупателям.
Речь идёт о международных компаниях, таких как Google, Alibaba и так далее. Они себя позиционируют как дисциплинированные налогоплательщики, но, поскольку они находятся за рубежом, у нас нет рычагов, чтобы заставить их платить. Но мы создаём поле для того, чтобы они могли встать на учёт и платить налоги. Беларусь и Россия так сделали, у себя прописали, и Россия в прошлом году порядка 12 млрд рублей получила от этого налога. Поэтому мы сейчас прописываем все условия, чтобы компании сами могли по всем операциям, которые будут от казахстанских покупателей, платить в бюджет Казахстана.
F: То есть норма рассчитана исключительно на порядочность самих компаний?
- Да, но, как показывает опыт, они эти налоги оплачивают. Поэтому мы создаём эти условия. А им всего лишь надо встать на учёт - подав заявление, в том числе в электронной форме.
F: А изменения в налогообложении физических лиц ожидаются?
- Мы объединяем налог на имущество и землю под многоквартирными домами для физических лиц. Сегодня это два разных налога, разная методика начисления, две квитанции, и это создает неудобство налогоплательщикам. Поэтому мы их объединяем в один платёж. Ставки остаются на прежнем уровне, ничего не подорожает, просто будет удобнее платить налог.
F: Остается на повестке вопрос введения прогрессивной шкалы ИПН?
- Этот вопрос неоднократно обсуждался, однако сейчас мы не считаем такой переход целесообразным. У нас была уже прогрессивная шкала ИПН, с 2002 по 2006, «налоговый шаг» был от 5 до 20%. Например, в 2006, при прогрессивной шкале, было собрано около 150 млрд по ИПН. Как только перешли на плоскую шкалу, в 2007, в бюджет сразу поступило 199 млрд по ИПН. То есть рост сразу составил 33%. По итогам прошлого года поступления по ИПН составили 860 млрд тенге. Поэтому действующая шкала себя оправдывает.
Введение прогрессивной шкалы ИПН может увести зарплаты «в тень». Поэтому наше мнение: к этому вопросу можно вернуться после того, как страна перейдёт на всеобщее декларирование и поднимется общий уровень заработной платы.
Комментарии