Рекламный блок №1

Валюта

Погода

В Костанае проверяется...

Новости » Общество » Жизнь келин: где в Казахстане еще моют ноги свекрам и отдают им первенцев

Девушки, вышедшие замуж, часто делятся грустными историями о не желающих складываться отношениях с родителями мужа, особенно с мамой. Требований к келин предъявляют много и все надо выполнять на высшем уровне.

Так, на следующее утро после свадьбы новоиспеченная келин должна надеть на голову платок, который, по традиции, должна носить всю свою замужнюю жизнь, хотя немногие сейчас соблюдают это правило; и налить всем присутствующим – как правило, это члены семьи и родственники – чаю.

При этом невестка не должна перепутать пиалы, которые передают ей, и вернуть каждому из членов семьи именно его пиалу. Сначала невестка наливает чай самым старшим членам семьи, а затем и всем сидящим за столом гостям и родным.

Кроме того, на самой свадьбе невестка должна была поцеловать руки родственникам мужа, а также поклониться им. В ответ на это будущие родственники дарили корiмдiк – подарок.

Вставать в шесть утра - пожалуй, это не самое страшное, что можно представить – практически каждому работающему человеку приходится вставать если не в шесть, то в семь часов утра. Однако, если среднестатический офисный сотрудник старается выспаться в выходные, у правильной келин их практически нет.

Гульсум была любимицей в семье своих родителей – младшая дочь, за нее старались сделать всю работу мама и старшие сестры, потому ей оставалось заниматься учебой. Замуж вышла по большой, как ей тогда казалось, любви. Будущее, как это обычно бывает, виделось радужным и безоблачным.

Сейчас стандартный ее день начинается в пять утра – нужно успеть приготовить завтрак всем членам семьи мужа, а это – родители, младший брат и, собственно, сам супруг.

Причем завтракать семья привыкла плотно, потому одной яичницей здесь не обойдешься: самса, лепешки, обязательно мясное блюдо, чай. Все должно быть свежее. Потому келинке приходится вставать ни свет, ни заря.

К слову, когда семья собиралась за дастарханом, после трапезы, главным яством которой, как правило, был бешбармак, келин должна была забрать пустое блюдо, на котором подавалась еда. Затем девушка должна была поклониться всем присутствующим и уйти, пятясь назад и не поворачиваясь спиной.

Еще одна интересная традиция заключается в том, что сноха не может называть свекра, деверей и других родственников мужа по имени. Она должна придумать ласкательное или уважительное прозвище каждому из них. Запрет на использование имен членов семьи невесткой идет из старины.

Прозвища защищали человека от негативного воздействия чужака, и называя мужчин по имени, женщина могла навлечь беду не столько на себя, сколько на всех родственников и семью мужа. Со временем женщина все больше приобщалась к роду своей новой семьи, так что многие запреты исчезали или смягчались.

Пожалуй, самой странной можно назвать традицию мытья ног свекру и свекрови. Чтобы показать свое почтение родителям мужа невестка совершала омовение ног новоиспеченным родственникам. Правда, такая традиция сейчас сохранилась разве что в селах на юге Казахстана, да и то не во всех семьях. Многие считают этот обычай пережитком прошлого.

Кроме того, издревле существовала традиция, называемая аменгерлик – когда овдовевшую женщину должен был взять в жены один из братьев ее мужа. Это происходило с согласия самой женщины. Если женщина выбирала себе спутника из другого рода, то тот должен был выплатить определенный «калым» теперь уже бывшим родственникам вдовы.

Правда, чаще все-таки женщина соглашалась на аменгерство из-за детей, которые в этом случаи жили в привычной среде, среди родственников, так как и выйти замуж вторично было сложнее, а жить в степи одинокой женщине также было нелегко.

Такой обычай имел большое значение в кочевой жизни, но сегодня едва ли можно встретить такие семьи, учитывая, что в современности многоженство запрещено.

Также в отдаленных казахстанских аулах и некоторых городах все еще существует обычай отдавать первенца на воспитание бабушке и дедушке. В таком случае они становились ребенку мамой и папой, и называл он их соответственно, а к настоящим родителям относился как к старшим брату и сестре.

Историки утверждают, что данный обычай имел значение в те времена, когда казахи еще кочевали, а браки совершались в раннем возрасте, так что новоявленные родители, во-первых, были еще слишком молоды, чтобы воспитывать потомство.

А во-вторых, жили вместе с родителями мужа, то есть одной семьей, и имели возможность видеть своего же ребенка практически круглые сутки и участвовать в его воспитании.

Сегодня традицией пользуются чаще в том случае, если родителям приходится все свое время тратить на зарабатывание денег, а бабушка и дедушка в это время занимаются воспитанием подрастающего внука.

Комментарии

Комментариев нет, оставьте свой
добавить комментарий или отзыв
Новости партнеров